Теория слоев Archicad, часть 2: нужны ли вам эти слои?
Представьте, что у вас есть всего один слой на схему проектирования. Или всего два слоя: один для плана, а второй — для всего того, что не касается плана. Как бы эти две методологии влияли на технологию вашей работы в Archicad®?

В прошлом году у меня были споры с некоторыми пользователями, воздерживающимися от использования Archicad — это происходит чаще, чем должно было быть. Они высмеивали нас из-за слоев: «Слои — это так в стиле САПР! В BIM должны быть исключительно реальные вещи, а слои — это недостойная его фальшивка». Ну, хорошо, я несколько преувеличиваю. Они, вероятно, не были столь категоричны, и мы с ними на самом деле хорошо ладим. Но они заставили меня задуматься о слоях. Оказалось, что эти сварливые пользователи BIM поставили несколько хороших вопросов, хотя самый важный из них сформулировался как-то непреднамеренно. Они приравняли слои Archicad к слоям AutoCAD, которые в свою очередь были просто воспроизведением старого метода наложения различных листов друга на друга. Каждый слой чертежа был буквально отдельным листом, который при наложении и удержании в различных комбинациях исключал повторное выполнение работы (начертите стену всего один раз!).

Это было до меня, поэтому я не знаю всех деталей. Довольно трудно найти в Интернете хоть какие-то дискуссии об этом устаревшем ритуале, поэтому некоторые детали, которые я привожу, могут быть неточными. Тем не менее, в тот день, когда я узнал от старшего коллеги о происхождении слоев, то был просто в шоке. Раньше слои использовались как реальные предметы! Ничего себе!

В любом случае, вернемся к истории. Сварливые пользователи BIM думают о слоях и AutoCAD. Они полагают, что цифровое приближение давно устарело (независимо от того, так это или нет). И, если быть честным, то все мы видим слои, переходя от CAD к Archicad. Мы понимаем, что такое слои, поскольку использовали их прежде. Мы смотрим на слои как на обыкновенные ящички конструктора ЛЕГО из 1980-х. Однако (и вы должны это предвидеть) если мы сделали что-то определенным образом в одной программе, это не означает, что мы должны делать так же и в другой.

Каково значение слоев в BIM?

Хорошо, прежде всего, существует концепция графических данных, цифровых приближений и метаданных. Слои — это метаданные, имеющие значение и цель. Слои — это теги существенных метаданных для элементов, которые помогают классифицировать и организовывать их в группы. Слои позволяют нам превращать элементы в 3D-макет. Слои определяют, взаимодействуют ли элементы с другими элементами (пересечения групп слоев). Слои управляют видимостью. Слои определяют, доступен ли элемент для редактирования или нет (заблокирован/разблокирован). И самое главное, слои позволяют нам использовать в своих интересах автоматизацию, которую предоставляют нам Комбинации слоев (предупреждаю заранее: речь об этом пойдет в третьей части поста). Но в Archicad у нас есть масса других способов сортировки и представления данных: состояние обновлений, свойства IFC, структурная функция, классификация элементов, позиция, соединение элементов для изменений, опции ракурса модели и т.д. Поэтому хотя слои действуют подобно слоям на старой коммутационной панели, в Archicad нни могут функционировать и по-другому. Или, что еще более важно, их можно свести до их сущности, чтобы лучше использовать все другие их функции и потенциал. Хотя слои могут управлять огромным количеством организационных свойств, они не должны этого делать. Можно позволить другим функциям программы сделать часть работы, которую мы до этого раболепно делали с помощью слоев. И когда мы сократим число слоев со 100 до 50, потом до 10 или даже до 1, то мы сможем действительно заставить их работать на нас. В конце концов, управлять 10 слоями намного проще, чем хранить 100 организованных слоев.

Представьте, что у вас есть всего один слой на схему проектирования. Или всего два слоя: один для плана, а второй — для всего того, что не касается плана. Как бы эти две методологии влияли на технологию вашей работы в Archicad?

Слои — не всегда ответ

Вспомните мои статьи «Найти и Выбрать» (Find and Select) (часть 1 и часть 2). Если элементы на данном слое можно легко разделить с помощью функции Найти и Выбрать, то, возможно, вам не надо разносить их на два слоя. В Archicad 9 или 10 всегда можно было скрыть элементы с помощью использования слоев. Теперь, в Archicad 18, у нас есть много других способов: Фильтры Обновлений, Частичное Структурное Отображение, Перья и т.д. (Здесь можно посмотреть информацию, которую я в свое время выудил в Твиттере, о совокупности причин, по которым элемент может быть невидимым). Точки Link и Laszlo связаны не только с видимостью элементов, но и с их организацией. Каждая из упомянутых причин теоретически может привести к удалению слоев из вашего файла. В будущем мы рассмотрим многие из них более подробно, но сейчас я хочу сосредоточить внимание на скромных слоях.

Кен Хаггинс. Кен Хаггинс. Кен Хаггинс.

Я достаточно раз написал имя Кена Хаггинса? Я никогда не могу сказать достаточно добрых слов о статьях Кена на Archichazz.com относительно слоев и организации данных. Прочтите их. Вы поймете, что у вас слишком много слоев. Я много могу сказать о слоях, но чтобы получить мастер-класс по упрощению работы со слоями — читайте статьи Кена. Я внимательно перечитываю их раз в квартал, если не чаще. И пристаю к Кену, чтобы он почаще писал.

Вам действительно нужны эти слои?

Каждый раз, когда вы восстанавливаете свой шаблон или критически думаете о проекте, над которым работаете, есть много вопросов, которые вам следует задать себе о вашей системе слоев. Все эти вопросы по существу об одном и том же, просто сформулированы с разных позиций: вам действительно нужен этот слой?
  • Откройте свой самый последний (или лучший) проект, в котором использован ваш текущий шаблон. Откройте Менеджер Атрибутов и посмотрите, какие слои не используются (в этом менеджере у атрибутов, которые используются, будет галочка рядом с ними). Если есть какие-либо неиспользуемые, то можно ли их убрать при следующем использовании вашего шаблона? С еще большей предосторожностью эту же методологию можно применить к другим основным атрибутам в вашем шаблоне (поверхности, строительные материалы, композиты, перьевые наборы и др.). Помните, есть только один слой, который ДОЛЖЕН быть в вашем файле: только слой Archicad не может быть удален.
  • Это не AutoCAD. Годы или даже десятилетия назад многие из нас должны были регулярно использовать двумерную САПР. Но бьюсь об заклад, что те давние уроки, связанные со слоями и усвоенные в 80-х и 90-х годах, по-прежнему бессознательно преследуют нас. Просмотрите снова статьи Кена на Archichazz.com. Вы не можете за секунду сделать слой с окнами или дверьми в Archicad, поэтому не принимайте как должное, что нам нужен любой другой отдельный слой.
  • Посмотрите на список слоев в вашем шаблоне. Не осталось ли там слоев от прежних работ? В Archicad 11 — где возможности моего моделирования чрезвычайно расширились — у меня было несколько слоев, которые стали результатом двух сходных проблем: сложности модели и трудности работы в 3D. У меня были слои для отделки на различной высоте (арки и плинтусы). Также у меня были слои для вертикальных и горизонтальных элементов отделки (отделку окна я выделил в особый слой, отдельный от объектов окна, в этом была какая-то своя логика). Но со временем, пока я поддерживал эти слои, технология моей работы изменилась. Проекты уже не требовали столько отделки и, что более важно, то, что я выполнял в 2D, теперь выполнялось в 3D. Теперь необходимость во всех этих слоях была в том, что я мог выделить информацию для работы над определенными частями проекта. Работа в 3D в этих более ранних версиях Archicad была слишком сложной. Для небольших изменений, конечно, она подходила, но не для серьезной работы. Конечно, сегодня это уже не вопрос. 3D — это очень легко, а иногда даже проще простого. Поэтому если прежде я скрыл бы всё, чтобы работать только с несколькими элементами в 2D, то теперь я могу использовать Найти и Выбрать, выделить мои элементы, а затем работать над ними по отдельности в 3D. Как результат, технология работы стала более гибкой и слоев стало намного меньше. Еще одна причина, по которой больше не нужны многочисленные слои с отделкой: мы можем перетащить или зеркально отразить копию в функции Section and Elevation. Одна только эта функция может отключить несколько слоев в шаблонах многих людей, я в этом уверен.
  • Вам действительно нужны эти два слоя? Говоря о пережитках, не забудьте подумать о ненужной сложности. Наличие отдельного слоя для текста и размеров может иметь смысл в случае архитектурных планов. У вас много видов и много элементов. Конечно, хорошо их разделить. Но в случае строительных или электрических планов могут ли текст и размеры быть объединены в один слой аннотаций? Кроме того, постарайтесь вспомнить, когда последний раз вам действительно требовалось отделить размеры от общего текста? Возможно, вам приходится делать это постоянно, а возможно и никогда. Если никогда, то подумайте о том, чтобы объединить все в одном слое аннотаций.

Будьте осмотрительны. Будьте смелы. Внимательно пройдитесь по своим слоям и хорошенько подумайте, стоит ли каждый слой того, чтобы существовать

  • Есть ли у вас отдельные слои для определенных инструментов? Почему? Инструменты Тип и Тип объекта не должны быть одним слоем. Нет необходимости создавать отдельные слои для специальных инструментов или объектов. Слой для всех объектов MORPH не имеет никакого смысла. А слой для эскизного проектирования может существовать. Слой для всех элементов крыши не нужен. Возможно, слой, который будет показывать все элементы, действующие как крыша, более приемлем.
  • Вам не нужны отдельные слои для отдельных этажей или сечений, вида с торца, внутреннего вида или детализированного вида. Слой с размерами или текстом вы должны использовать везде. Единственной причиной, по которой вы можете разделить слои, является наличие у вас различных видов с одной точки обзора, а также необходимость в разной информации (если этого нельзя достичь без разделения слоев). Например, скрыть текст и размеры на архитектурном плане и показать другой текст и размеры на строительном или электрическом планах. Или показать маркеры секций или отметки высоты на одном комплекте планов и только маркеры секций на другом.
  • Сократите до минимума количество графических слоев. Прошло много времени с тех пор, как я должен был использовать маскирующий слой для работы в сети, маскирующий слой для заливки, слой для 2D-элементов, представляющий предметы снаружи, слой для элементов внутри, основной слой с 2D-деталями и так далее. Теперь у меня есть один слой: Графика и Маска. 2D. Теперь все вышеперечисленное находится на одном слое. Конечно, технология моей работы основана преимущественно на 3D и мне ничего подобного почти не нужно, но все же. Теперь все сводится к одному слою. Если вспомнить опять аналогию с конструктором ЛЕГО, то теперь у меня меньше частей, которыми нужно управлять, и поэтому мне не нужно так много отдельных ящичков.
  • Не только максимально упростите ваш способ управления графическими данными, но и используйте свою систему слоев, чтобы свести к минимуму 2D. Одной из причин, по которой я продолжаю сокращать количество слоев, является то, что я хочу сделать 2D менее важным. Общая структура вашей системы слоев повлияет на то, как вы и ваши коллеги будете работать в Archicad. Делайте все возможное, чтобы подтолкнуть людей к использованию 3D, IFC и более высоких принципов BIM. Создайте свою систему слоев моделирования и видимости.

Обещаю, что в скором времени напишу о присвоении имен, но все же хочу кратко упомянуть об этом здесь. Четко пишите наименования слоев. Сократите до минимума или вообще откажитесь от использования аббревиатур. Дайте слоям достаточно ясные наименования, чтобы кто-то, кто присоединится к вашему проекту позже, сразу понял, где какой элемент находится. Но при этом наименования должны быть простыми (можно написать просто Walls вместо A_Walls.Exterior). Не забывайте использовать как наименования слоев, так и расширения (совет профессионала: если вы добавляете точку (.) в названии слоя, то все что идет после точки — это расширение). Я, например, использую расширение, чтобы дополнительно описать слой: аннотация, скрытый план, 2D, 3D, на плане и т.д. Цель состоит в том, чтобы помочь другому пользователю понять мою логику (чтобы лучше понять, скачайте мой шаблон, просмотрите слои и напишите мне, какие из них я должен убрать).

О чем я забыл? Какие еще вопросы стоит задать, чтобы решить, стоит ли тому или иному слою существовать? Тема, которой я не коснулся, — комбинированные слои. Но об этом в третьей части поста. Еще одна тема, которой я не затронул, — различные внешние стандарты. Прошло немало лет с тех пор, как я использовал их, и я довольно скептически отношусь к ним сейчас, так как они всегда слишком общие, чтобы учесть все аспекты.

Бонус 1: удаление

Если после прочтения приведенного выше списка у вас есть какие-либо слои, которые вы хотите удалить, то при открытии настроек слоя сделайте следующее:

  1. Выберите слой, который вы хотите удалить.
  2. Нажмите кнопку Удалить.
  3. Archicad предупредит вас, если удаление слоя приведет к потере элементов и/или недостатку атрибутов. Если это так, вы можете нажать кнопку Детали, чтобы узнать об этом поподробнее. Если никаких элементов нет, удаляйте. Если элементы есть, сделайте следующее:
  4. После нажатия кнопки Удалить, выберите команду Переместить элементы на и выберите слой, на который вы хотите переместить элементы. Затем нажмите Удалить в правом нижнем углу.
  5. Повторяйте операцию, пока не сократите количество слоев до необходимого вам минимума.

Бонус 2: эмпирические правила

  • Если два элемента всегда будут видны вместе на чертежах, то они (возможно) должны быть на одном и том же слое.
  • Если два слоя всегда отображаются вместе в комбинированных слоях, то их (вероятно) следует объединить в один слой.
  • Если 2D-элементы должны быть видны отдельно, но всегда обнаруживаются вместе на видах, то, возможно, они должны быть на различных слоях.
  • Если 3D-элементы должны быть видны отдельно, но всегда показываются вместе на видах, то им, вероятно, не нужны различные слои. Show Selection в 3D и элементы Filter and Cut — два простых и отличных способа работать над 3D-элементами по отдельности без необходимости создавать лишние слои.

Бонус 3: нарушение правил

Конечно, у всякого правила есть исключения. Следуя вышеприведенным инструкциям, вы можете начать работать. Сначала вы изучите правила. Затем научитесь работать творчески в рамках правил. И наконец, научитесь нарушать и игнорировать правила.

18 февраля 2015 г.
Читать другие новости